«Прочисть мозги!»: Долой «Дома-2»!

Райнер (Бляйбтрой) – живое воплощение всех грехов человеческих: он с ужасающим постоянством пьет, курит, нюхает кокаин, ругается матом, прелюбодействует, дерется и далее по списку. Кем может работать такая отчаянная скотина? Правильно, только телевизионным продюсером, несущим тьму неучения и невежества в массы. Причем продюсером весьма успешным: его «шедевры» вроде шоу «Кто получит суперребенка?», в котором кульминацией красочной вакханалии является гонка сперматозоидов, занимают верхние строчки в рейтингах. Разумеется, злодей должен быть наказан. Орудием возмездия послужила молодая девушка Пега (Гамбар), точнее ее старенький джип, протаранивший машину Райнера. После этого неудачного покушения у Райнера начинается новая жизнь – борьба за рейтинги в офисах телекомпаний сменяется рискованной борьбой за умы и души немецких граждан в захудалом провинциальном отеле.

( Читать дальше )

«Однажды в провинции»: Привет, немытая Россия!

Московская актриса (Пересильд) приезжает к сестре (Болгова) в образцово-отвратительную провинцию. Причиной такого путешествия служат не внезапно обострившиеся родственные чувства – просто ехать больше некуда – отец выгнал и, скорее всего, навсегда, работы нет и, скорее всего, не будет. Сестра же безнадежно предана своему контуженому мужу, который систематически избивает ее просто потому, что не уважает. У обоих есть зуб на москвичку – когда-то она по-крупному подставила их перед тем же отцом, и он сослал новобрачных в эту глушь, откуда не возвращаются. Бывшая актриса, не переставая ужасаться провинциальным укладам, успевает влюбиться в потомственного кубинца (Бичевин). Помогает землякам разобраться в загадочной русской душе чувствительная милиционерша, зацикленная на фэн-шуе (Толкалина). На границе этого ада на земле цербером стоит сумасшедший старик, которого почему-то прозвали Лошадь (Полуян). Если вы подумаете, что такого альмадовара не может случиться в маленьком поселке, то знайте: жюри московского кинофестиваля с вами категорически несогласно – на ММКФ фильм «Однажды в провинции» получил награду «за отражение реальности такой, какая она есть».

( Читать дальше )

Сакэяпонамама: «Сукияки Вестерн Джанго» в широком прокате

В маленьком городке, затерянном где-то на Диком Востоке, издавна ведется борьба между кладоискателями. Причем война нешуточная – то полдеревни перестреляют, то мэра убьют, а чаще всего, естественно, мочат друг друга в промышленных масштабах. Основная часть фильма посвящена тем нелегким временам, когда за право наживать золотишко стали бороться два, но зато каких, клана – белых и красных. И тут начинается затяжная битва битв. Не зря старик из «Телохранителя» Куросавы говорил: «У города может быть один глава, может быть тысяча. Но, когда правителей двое, — начинается хаос». Ситуацию усугубляет и внезапно появившийся одинокий стрелок (Хидеки Ито), красивейший, сильнейший и справедливейший. Стоит ли говорить, что он и есть тот герой, призванный освободить жителей, томящихся под гнетом… короче хороших и бедных от плохих и богатых.

( Читать дальше )

Луна в бутылке

Герои картины «Луна в бутылке» день ото дня приходят в одно и то же кафе. Здесь они друг с другом знакомятся, пишут книги, ожидают родов, решают вопросы жизни и смерти, любят друг друга (прямо на пианино). Возможно, это больше, чем просто хорошее кафе. Ведь все посетители имеют нечто общее: каждый из них собирает тут силы для воплощения собственной луны в бутылке, то есть мечты.

Если вам важно, что цвет вселенной — бежевый, это фильм для вас. «Не красный с синей каемочкой, а бежевый», — с вызовом говорит один из героев. И в этой реплике слышится «Почему вас не интересует ничего, кроме собственной задницы?»

( Читать дальше )

«Не убий» (Шестая заповедь Ветхого Завета)

«Только стоя на краю пропасти, можно осознать, что тебе по-настоящему дорого». (Таисия Решетникова)

С каждым годом в России растет количество беспризорных детей, отказов молодых матерей в родильных домах от младенцев, а также число беременностей среди подростков. Детские дома переполнены, а с экрана телевизора доносятся до нас печальные известия об убийстве еще одного малыша своей собственной матерью. Все это свидетельствует об отсутствии общей культуры страны, нравственности, стабильности общества, воспитательной работы среди молодежи.

( Читать дальше )

Больше Бена: как они загибали Лондон

Два московских отморозка отправляются на туманный Альбион (с Америкой не вышло – средств не хватило на перелет) в поисках легких денег. Собакка (Бен Барнс) мечтает о музыкальной группе, а его друг — Спайкер (Андрей Чадов) — о свадьбе со своей московской девушкой Настей. С переездом и обустройством (весьма условным – сарайчик в Хитроу, лишенный всяческих удобств) им помогает их школьный друг. Дает им два телефонных номера – первый, на случай, если у них у самих дела не очень пойдут, второй – если уж все совсем плохо. Естественно, после того, как они просадили все свои сбережения (около 300 евро) в пабе, они звонят по второму номеру Арташу, лондонскому аферисту родом из России. Тот, понятное дело, начинает их обучать жизни, ну и дальше в том же духе.

( Читать дальше )

«My tube!»: «Интернетная» история

«My tube!» — это история об одинокой женщине, чья жизнь достаточно далека от ее же фантазий. Героиня словно снимает свой собственный фильм о Москве, где у каждого прохожего своя история, а на улице можно случайно встретить Константина Хабенского. Каждый прохожий для нее – это новая фантазия, новый сюжет. Вот человек с лицом Игоря Саруханова и поведением уличного хама неожиданно становится «одиноким рыцарем», отвечающим на вопросы главной героини о лошадях. А вот мужчина с ноутбуком в кафе, который становится режиссером и едет в Петербург на кастинг молодых актеров. Ну и далее в том же духе.

( Читать дальше )

Мистер Одиночество

«Мистер Одиночество» — меланхоличная драма о том, как люди вживаются в жизнь других людей, более красивых, талантливых и успешных. Одним словом, подражая своим кумирам, подтачивают себя под них и теряют свое «я». Абстрагированные от внешнего мира живут герои фильма в живописном уголке мира, где-то в Шотландии. Ради одних только потрясающих и завораживающих панорам стоит посмотреть фильм. Папа — «Чарли Чаплин», мама — «Мерилин Монро», дочь — «Шерли Темпл», соседи — «Мадонна» с «папой Римским». Впечатляющий список, и кажется, что в такой компании должно быть весело всегда. Но ведут они скучную, монотонную, отнюдь не звездную жизнь. После появления в их коммуне главного героя картины «Майкла Джексона» что-то начинает меняться как у жителей городка двойников, так и у самого Майкла. До этого он жил и притворялся Майклом в Париже, зарабатывая, таким образом, на жизнь. Только случайная встреча с Мэрилин вынудила его уехать туда, где он не будет белой вороной.

( Читать дальше )

«Кус-кус и барабулька»: Простая история

Фильм «Кус-кус и барабулька» (La graine et le mulet) французского режиссера арабского происхождения Абделя Кешиша – редкий пример того, как произведение с «ярко-выраженным» национальным колоритом становится не очередной зарисовкой на тему «такие у них нравы», а вполне самостоятельным явлением. Простая, оттого близкая и понятная каждому, история о немолодом арабе, проработавшем на верфи в одном из портовых городов южной Франции уже 35 лет (официально только 15), уволенного с работы и мечтающего об открытии собственного ресторана, на первый взгляд могла бы показаться наивной и грустной сказкой о том, как пожилой человек борется с обстоятельствами и пытается противостоять капиталистическому городу с его сетью ресторанов быстрого питания и бюрократами, которые все отказывают и отказывают герою в ссуде, лишь увидев досье о проекте и старую баржу, на котором он собственно и планирует подавать самый вкусный кус-кус в городе. Но нет. В фильме нет ресторанов быстрого питания, а работники банков и мэрии оказываются в общем-то симпатичными людьми, главный герой действует не вопреки обстоятельствам, а скорее от тоски и усталости.

( Читать дальше )

"Забавные игры": Пытки со звездами, рецензия Лео. Мар.

Энн (Наоми Уоттс) и Джордж (Тим Рот) – обычная семья, отправляются на обычный уик-энд в свой обычный загородный дом. Но обычный отдых не выйдет, потому что к ним заявляются странноватые молодые люди (Майкл Питт и Брэйди Корбет). Описывать происходящее дальше не собираюсь по простой причине, что я, простите, не извращенец.

( Читать дальше )

Красный воздушный шар над Парижем

Молоденькая китаянка Сон, выпускница пекинской киношколы, приехавшая учиться в Париж, устраивается работать нянечкой малолетнего сына Сюзанны (Бинош), работающей в кукольном театре. Сюзанна – красивая, успешная женщина за тридцать. Все было бы хорошо, но, как полагается, нет в ее жизни покоя и счастья: постоянно достают ее соседи, бывший муж и чувство неудовлетворенности. Пока Сюзанна бегает по маршруту «дом-адвокат-работа-адвокат-дом», Сон снимает на цифровую камеру свой первый фильм – о взаимоотношениях мальчика и воздушного шара.

( Читать дальше )

Новое русское кино. «Ухня»

Сегодня о кино не пишет разве только «ленивый». Для многих суждения о новинках кинопроката стали средством легкого заработка. В центре внимания, как правило, уже хорошо раскрученные картины с миллионными вложениями в рекламу и каждая новая критическая заметка позитивно отражается на кассовых сборах. Труднее дело обстоит с авторским кино. Некоммерческое кино никак не влияет на благосостояние кинокритиков. Поэтому рецензии на непрокатное кино остаются такими же редкими, как и сами фильмы.

Не смотря на то, что создание фильма труд коллективный, авторское кино, как правило, замкнуто на личности одного человека, который контролирует весь процесс производства от написания сценария до постпродакшн. Это настоящий подвиг инвесторов, а зачастую и всей съемочной группы. Хочу представить фильм, у которого участь остаться редким во всех смыслах.

( Читать дальше )

Гнездо жаворонка, рецензия Анны Мелкумян

Ов, сирун, сирун…

Народная армянская песня, знакомая российскому зрителю по фильму «Мимино», зазвучала еще раз с большого экрана. Но на этот раз в другом контексте и с другим настроением. В смысле, громче и более трагично. Трагично, потому что грустно, а громче, потому что больно…

( Читать дальше )

Прощай, Минаев?

Игорь Минаев прилетел на столичную премьеру своего «Первого этажа» не из Одессы, где он жил и работал до недавних пор, а из Парижа. Вслед за Отаром Иоселиани, Ираклием Квирикадзе, Александром Адабашьяном и Павлом Лунгиным еще один наш талантливый мастер предпочел продюсеров с берегов Сены отечественным пенатам.

За 14 лет в кино три короткометражки («Шутили с Катериной» (1977.), «Телефон» (1985), новелла в «новогоднем» телеальманахе и два полнометражных фильма. Не слишком внушительный итог для 37-летнего постановщика. Но только в случае, если оценивать результат количественно. Между тем уже короткометражные фильмы Игоря Минаева обратили на себя внимание жюри смотров и конкурсов, а «Холодный март» (1987) был включен в престижную программу Каннского фестиваля.

( Читать дальше )

«Человек, который знал все» Владимира Мирзоева, рецензия Дмитрия Пустовойтова

Уволенный с работы, скромный безобидный интеллигент с историческим образованием, Александр Безукладников (Егор Бероев), обнаруживает себя, как это у нас говорят, «двигающимся по наклонной плоскости». Переключившись в режим выживания, он устраивается продавцом в ларёк, но вместо денег ему платят хлебными палочками, которыми, как известно, жену (Екатерина Гусева) не накормишь, тем более что у неё на примете уже имеется богатый любовник. Узнав об этом, Александр решает не препятствовать счастью супруги, и отпускает её с бизнесменом жить в роскошные апартаменты. Пытаясь найти работу, он обращается за помощью к другу, успешному менеджеру, но всё тщетно. Тогда Безукладников принимает необратимое решение, хватаясь руками за оголённые провода у шахты лифта. Пропустив через себя пару тысяч вольт, он со временем обнаруживает в себе сверхъестественные способности, заключающиеся в том, что теперь он может ответить на любой вопрос, даже на свой собственный. Грубо говоря, он становится человеком, который может узнать всё, что угодно, за считанные секунды и на любом расстоянии.

( Читать дальше )

«Дохлая Кошка»

Во всём виновата одежда из бумаги! Что ещё за одежда, спросите вы? А я и сам толком не знаю, что это за одежда, да ещё и из бумаги, которую мастерит Яша Каждан, режиссёр и сценарист фильма «Дохлая Кошка». Единственный вывод, который я могу сделать, заключается в том, что эти люди не имеют непосредственного отношения к кино. Сфера их деятельности – некие перформансы, в крайнем случае, показы мод, на которых демонстрируются бумажные изобретения Яши Каждана. Так что не имеет никакого смысла рассуждать об этом фильме в рамках профессиональной работы. Кино любительское, в этом я глубоко убеждён.

( Читать дальше )

«О Хортен»

Шестидесятисемилетний водитель локомотива Одд Хортен, скромный дяденька, не любящий быть в центре внимания, похожий, правда, больше не на железнодорожника, а на профессора литературы, проводит свой последний рабочий день перед уходом на пенсию. Последний раз садится в кресло машиниста, последний раз рассекает поездом снежные пустыни, последний раз прибывает на вокзал не в качестве пассажира. Зато впервые в жизни пробирается в незнакомую квартиру через окно, впервые ходит на каблуках, впервые убегает ночью из бассейна и, представьте себе, впервые опаздывает на поезд.

( Читать дальше )

«Прошлое»

Герой Берналя, малосимпатичный потрепанный мужик по имени Римини (тут кто-то умный проводил параллели с Феллини, но меня, пожалуйста, избавьте) влачит тихое и скромное существование, подрабатывая переводчиком. Так же тихо и скромно он расстается со своей благоверной (Косейро), с которой прожил счастливые, но вроде бы тоже какие-то слишком тихие и скромные, двенадцать лет. И рад был бы парень тихо и скромно начать жизнь с чистого, черт бы ее побрал, листа, да только бывшая возлюбленная проявляет какую-то несвойственную ей раньше навязчивость: и звонит в день по сто раз, и автоответчик засоряет, и письма идиотские пишет, и вообще появляется в самое ненужное время в самом ненужном месте. Психопатическая бывшая женушка и есть то самое прошлое, от которого ни в новом доме, ни в новой семье, ни даже в тюрьме укрыться не удается.

( Читать дальше )

«Гоморра»

В кишащем, сплошь набитом асоциальными элементами, Неаполе проживают свои жизни самые обычные, но при этом, так или иначе, связанные с организованной преступностью люди. Они пытаются выйти из игры или, наоборот, вступить в нее, не осознавая, в общем-то, одного – обречены все, даже казалось бы и самые невинные.

Разговор о «Гоморре» необходимо начать с исторической справки. Картина Маттео Гарроне снята по одноименной книге журналиста Роберто Савьяно. Первоисточник – это классическое журналистское расследование, проливающее свет на деятельность одной из самых больших и влиятельных преступных группировок Европы – Каморры. Автор вот уже полгода получает прямые угрозы от мафии и живет под постоянной защитой карбиньеров.

( Читать дальше )

«Сомнение», рецензия Леонида Марантиди

В церковно-приходской школе условных 60-х дает детям разумное и вечное молоденькая сестра Джеймс (Адамс, похожая на Эмили Уотсон из «Рассекая волны»). Дети же хоть и молятся по утрам и проповеди посещают исправно, но ведут себя все равно не очень, в частности, всячески терроризируют новенького чернокожего мальчика. Над мальчиком сразу берет шефство, честно говоря, не очень похожий на праведника отец Флинн (Филипп Сеймур Хоффман) – то приобнимет пацана, то к себе в кабинет позовет, то маечку, которую тот вроде как в раздевалке оставил, в шкафчик положит. Сестра Джеймс, разглядевшая во всем этом нечто большее, чем проявление христианской любви к ближнему, сперва копит подозрения, а потом идет и рассказывает о них «куда надо». «Куда надо» — это директрисе, сестре Алоизии (Мэрил Стрип), как и полагается, страшной и мнительной, у которой тут же в глазах разгораются костры инквизиции.

( Читать дальше )