«Горячие новости» Андерса Банке, рецензия Леонида Марантиди

«Устроили здесь балаган!» – возмущается майор Смирнов (Мерзликин) из-за сорвавшейся спецоперации по поимке особо опасных грабителей. Бандиты удрали, есть случайные жертвы, а столичная милиция уже в который раз показала себя не в лучшем свете. Очень озабоченный последним генерал Болдырев (Юрий Шлыков, игравший в лучших фильмах Киры Муратовой) созывает экстренное совещание, на котором капитан Вербицкая (Машкова), единственная из собравшихся, не страдающая ожирением, предлагает восстановить поруганную честь, как она выражается, «на мультимедийном пространстве». «Мультимедийное пространство» — это наспех организованное реалити-шоу, в котором планируется в режиме реального времени показать, как круто работает московская милиция. Естественно, все идет наперекосяк. Грабители во главе с красивым молодым человеком с красивым именем Герман (Цыганов) оседают в Северном Чертаново в маленькой квартирке, захватив в заложники неидейного отца-одиночку с двумя идейными детьми, и транслируют через интернет, как все они дружно едят курицу. Кстати, в той же квартире случайно оказываются два киллера, про одного из которых (Семакин) известно только, что у него «судьба так сложилась», а про второго (Гармаш) неизвестно вообще ничего, но он хорошо готовит.

Решение поставить этот фильм в рубрику «арт-хаус», конечно, спорно, но, на мой субъективный взгляд, оправданно. Продиктовано оно не тем, что продюсером (а если откровенно, создателем) фильма выступил главный прокатчик арт-хауса в России Сэм Клебанов, и даже не тем, что «Горячие новости» — ремейк одноименной ленты Джонни То, гонконгского режиссера, который вот-вот получит статус «великого». Просто то, что получилось из одного из самых ожидаемых российских проектов года, тянет на звание разве что дешевого боевичка с сомнительной авторской идеей. Если все-таки не использовать лексикон совковых пасквилей, то попросту большого кина у бесконечно уважаемых людей не получилось.

Разумеется, соревноваться с Джонни То по части формы никто не собирался – ему сейчас в этом деле нет равных, даже среди русскоговорящих шведов. Но все-таки соответствовать-то как-то надо. У То кадр, где главный злодей из квартиры бросает бомбу в спецназовцев, может претендовать на отдельное произведение искусства, сама эта бомба становилась полноправной актрисой – такие дотошно проработанные кульбиты она там выписывала. Здесь эту же заботливо скопированную бомбу выкидывают как ведро с мусором, без всякого, простите, уважения ни к ней, ни к фильму. Да, возможно, это вина оператора. Оператор тут – отдельная трагедия. Крис Марис, безукоризненно сработавший с тем же режиссером на «30 днях до рассвета», в экшн-сценах держится очень даже неплохо, но его туристская любовь к московским пейзажам сыграла свою роль. Марис просто наверняка не знает, что живописные виды Чертаново с трамваями и восьмиэтажками уже давно нашли свое место в сериалах типа «Любовь как любовь». Конечно, не видел русских сериалов и сам режиссер Банке (здесь еще проблема языкового барьера сказалась), потому он без колебаний позволяет хорошим артистам (за Машкову обидно особенно) выбирать такие неудобоваримые интонации.

Так вот, соревноваться с То никто не хотел. Главной целью, насколько я понимаю, было адаптировать сюжет, манящий своей призрачной актуальностью, на российские реалии. Адаптация заключается в том, что почти все герои оригинального фильма выставлены неисправимыми дебилами: полицейский, применявший дедуктивный метод, в новых декорациях выглядит, скорее, глупо, чем героически, трусливый отец предстает не просто трусливым, но вдобавок почти олигофреном, капитанша-затейница у То хоть и была стервой, но не представала в образе первостатейной дуры, неспособной родить ничего, кроме фразы «Предлагаю сдаться». Все это, в принципе, несильно бы мешало фильму, но тотальный идиотизм – не залог достоверности, к которой так стремились создатели.

Причем, фантастически выглядит не идея злободневного реалити-шоу в стране, где оно исчерпало себя даже как развлекательный жанр, и даже не многочисленные перестрелки в центре столицы (ради них как раз и стоит идти на фильм). Фантастически выглядит то, что авторам, судя по всему, казалось самым правдивым – ну не верю я ни в циничную, прости господи, гламурную девочку-журналистку, ни в отца-тюфяка, который не умеет включать компьютер и приговаривает «Вот в наше время…», ни в хорошего майора по фамилии Смирнов. Не верю, потому что шаблонность и достоверность – принципиально разные вещи. Достовернее всех потому смотрится продюсер Клебанов в маленькой роли режиссера шоу со своей почти гротескной пародией на Федора Бондарчука. Просто потому, что на него смотреть интересно.

Самое страшное при этом, что моральный посыл «Новостей» всеобщими усилиями обращается в свою полную противоположность. Героический мент, страдающий изжогой и большую половину фильма топчущийся в подъезде с напарниками, как килька в банке, раздражает больше, чем бандит Цыганов, который спокойно сидит на месте и о котором я, по крайней мере, ничего не знаю.

Невзирая ни на что, смотреть «Горячие новости» безумно интересно – интересно смотреть как наши актеры выпутываются из ситуации, когда они предоставлены только самим себе – и безумно смешно – потому что чаще всего выпутаться как раз не получается. О том, что получилось лучше всего сказал, конечно, трезво мыслящий майор Смирнов. Во время очередного сорвавшегося задержания он так на секундочку остановился и опять недовольно произнес: «Устроили здесь балаган». И, молодец, пошел дальше.

Леонид Марантиди
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 24 июня 2009, 18:21
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.