«Вверх!», рецензия Макса Милиана

Творцы студии «Pixar» практически никогда не ошибаются с выбором темы и сюжета. То про любовь, ставшую уделом техники, расскажут («ВАЛЛ-И»). То уверенно докажут, что готовить может и крыса («Рататуй»). То разберутся с проблемой отцов и детей («В поисках Немо»). И, разумеется, не забудут о том, что не все так ужасно, как кажется («Корпорация монстров»).

Казалось бы, фантазия уже могла и иссякнуть, как и во всем американском кинопроизводстве. Ан нет. «Пиксаровцы» все так же продолжают нас удивлять, и, я думаю, еще долгое время их фильмы будут опережать на шаг вперед конкурентов вроде «DreamWorks Animation».

На сей раз волшебники студии Пит Доктер и Боб Питерсон решили с одной стороны рассказать нам про обычных людей, а с другой – про необычные похождения этих обычных с виду персонажей: старого ворчуна Карла Фредриксена и восьмилетнего Рассела.

Начинается это необычное действо, как и в прошлогоднем «ВАЛЛ-И», с душераздирающего пролога о жизни и мечтах главного героя, но уже не робота, а старичка Карла. За двадцать минут (вот бы у нас так умели!) нам с чувством и толком поведали о том, как много мы мечтаем в детстве и что остается от наших фантазий в старости. У Карла была замечательная жена Элли, с которой он подружился еще в детстве. Их объединяла страсть к приключениям, а их кумиром был несравненный летчик Чарльз Манц. Но все их мечты о совместном путешествии на край земли постепенно разрушались, пока, наконец, однажды Карл не остался в горьком одиночестве.

Предыстория, плавно подводящая нас к основному развитию событий, похоже, задает высокую планку даже для «Pixar», но не думаю, что в следующих фильмах создатели спасуют перед этим маленьким шедевром.

Далее события разворачиваются стремительно и, если честно признаться, непредсказуемо. На сцену выходит второй главный персонаж – неунывающий толстячок Рассел, страстно желающий заполучить значок «За помощь пожилым людям», чтобы, наконец-то, стать Старшим следопытом. Как, скажите на милость, такой упитанный мальчик вообще отважился стать юным натуралистом? Все очень просто. Он предоставлен самому себе. Отец постоянно отсутствует. Матери нет. А мачеха абсолютно к нему равнодушна. Поэтому-то нет ничего проще, чем заняться чем-то недосягаемым. Тем более что вера в свет и добро у Рассела никогда не проходит, даже если он висит на пожарном шланге высоко над землей.

Казалось бы невозможно придумать ничего нового, но их полет в доме на воздушных шариках – это все-таки что-то новенькое. Да и слегка безумная птичка с говорящей собакой тоже не всегда попадались нам на экране. Не говоря уже об одержимом исследователе неизвестных миров, который всю свою столетнюю жизнь посвятил возвращению своего доброго имени. Конечно, что-то подобное где-то мы и читали или видели (хотя бы у Жюля Верна и в экранизациях его произведений наподобие классического «Путешествия к центру Земли»), но не в таком сложном коктейле, как здесь.

Но не будем вдаваться в подробности сюжета, иначе у некоторых зрителей заранее появится некое предубеждение против этого незабываемого фильма.

А он действительно незабываем – от начала и до конца. А уж какие реплики и шутки подает пес («Я вас не знаю, но уже люблю!») или Карл (его у нас дублирует «последний из могикан» – Армен Джигарханян, а в оригинале персонаж говорит голосом Эдварда Эснера) – это придется услышать самим.

Получается, что я написал оду новому творению «Pixar», но без этого никак не получается. Очень трудно судить картину, лишенную каких-либо легко читаемых нестыковок. Но и нельзя со стопроцентной уверенностью кидаться словечками «шедевр», «гениально» и т.д.

Возможно, претензия найдется лишь одна. Несмотря на великолепное начало, «Вверх» кое-где слегка провисает, как бы топчется несколько секунд-минут на месте, а затем с новой силой бросается в еще более головокружительные приключения. Возможно, такие остановки созданы умышленно, дабы дать возможность передохнуть взрослым зрителям (дети не в счет – они просто будут в восторге от всего). Ведь по сути фильм достаточно серьезный и тяжелый для людей за тридцать. Постоянно ловишь себя на мысли, что лет через двадцать-тридцать я точно так же буду передвигаться, у меня будет вставная челюсть, а вокруг не останется никого знакомого. Дети не заострят внимание на тяжелых переживаниях старичка после смерти жены, а взрослые при выходе из кинотеатра вдруг надолго задумаются. Почему эта женщина в метро так злобно размахивает локтями, пробивая себе дорогу в вагон? У нее что-то случилось? Какое-то горе? А почему этот мужчина не желает уступать место старушке? Она ему кого-то напомнила? Или у него радикулит? Почему вообще у всех такие лица, словно по соседству прошелся Темный Иной? Будут также мысли о старости и смерти, о смысле жизни и потери любви.

И это только десяток вопросов, которые могут возникнуть у обычного человека после просмотра казалось бы детского кино. Но оно только с виду детское. А на самом деле, как и во многих шедеврах студии, перед нами завуалированное послание для каждого. Что радует, создатели обходятся без морализаторства, но, тем не менее, мысли легко читаются за внешним антуражем и лихими похождениями.

Так что хорошенько подумайте, прежде чем окунуться в этот чудный мир. Его невозможно не полюбить, но и размышлений он вам предоставит достаточно. Если вы еще не устали думать, то тогда не пожалеете о полутора часах, проведенных в компании очаровательных героев мультфильма «Вверх».

Возможно, и у вас в конце концов дом окажется над Райским водопадом…

Макс Милиан
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 22 июня 2009, 22:00
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.