«Ангелы и демоны», рецензия Леонида Марантиди

Из секретной лаборатории, бесчинствовавшие еще в «Коде да Винчи» иллюминаты похищают капсулу с загадочным антивеществом и с ее помощью планируют взорвать Ватикан, потому что считают, что католицизм – это плохо. Пока иллюминаты готовятся к главному бабаху в истории, они оставляют повсюду многочисленные символы разной степени загадочности. Для предотвращения катастрофы Ватикан прерывает заслуженный отпуск профессора Лэнгдона (Хэнкс), вылавливая его прямо из бассейна. Лэнгдону помогает красавица из лаборатории (Зурер) и мешает командир швейцарской гвардии (Скарсгаард), который постоянно смеется над Лэнгдоном, из-за того, что он не верит в бога. Попутно профессору приходится защищать и.о. Папы Римского (МакГрегор), который неспроста строит невинные глазки.
Автор бестселлера-первоисточника, Дэн Браун, кажется, серьезно полагающий, что он – Умберто Эко номер два, на деле представляется мне таким Борисом Акуниным на пафосе: мощный детектив, тайны сильных мира сего, интриги и расследования, но все это на более высоком (глубоком) историческом уровне. И если о художественной ценности этих писателей будут спорить до второго пришествия, то экранизации их произведений, всеми ожидаемые и всеми осмеянные, вроде примирили всех, заставив обе стороны спора в равной степени сочувствовать авторам, не тем отдавшим права.

Рон Ховард, на заре карьеры снимавший первоклассные боевики («Уиллоу») и первоклассную фантастику («Всплеск», «Кокон») в золотое для этих жанров время и завоевавший на этом деле всенародную любовь, в начале века оказался в довольно вместительном лагере ветеранов, которые могут завоевать любовь, в первую очередь, только у американской киноакадемии («Игры разума»). «Код да Винчи», боюсь, ознаменовал новый этап, когда Ховард, как и многие другие из этого лагеря, стали снимать такие абракадабры, которые на любовь и признание ни первых, ни вторых претендовать не в состоянии. Так как реабилитация после «Кода» не удалась, потому что получилось опять что-то надуманное и невнятное («Фрост против Никсона»), Ховард с достойной уважения смелостью вернулся к Дэну Брауну.

Хотя к тому, что получилось, слово «смелость» имеет мало отношения. «Ангелы и демоны» – это такая обстоятельная работа над ошибками некогда провинившегося ученика. Причем, на первый взгляд, удачная. Но это только на первый взгляд и первые минут пятнадцать. Проблема в том, что вместо этих диковатых экскурсов в средневековье а-ля Бекмамбетов для бедных и актера Беттани, хлещущего себя плетьми, Ховард взамен не предлагает ничего. Работа над ошибками всегда скучнее самих ошибок. Ошибка – это не графа «затрудняюсь ответить», как теперь, видимо, полагает Ховард, ошибка – это акт воли, попытка все же сделать правильно, но то ли чересчур смелая, то ли чересчур безумная. Что бы там ни говорили, «Код да Винчи» мне лично было интересно смотреть только благодаря этому беззаботному безумию, царящему на экране, и потрясающе нерациональному использованию редкого количества и качества ресурсов – там был вышеупомянутый Беттани, там была Одри Тоту в роли родственницы Христа, там был великий артист МакКеллен, тычущий костылем в «Тайную Вечерю», там были эти двадцать четыре финала один другого краше.

Не осталось ничего. Еще обиднее, что, усердно отбеливавший содержание, Ховард напрочь забывает о форме. И здесь все остается на своих местах, а потому (помним, что даже двадцать четыре сюжетных выверта пропали) смотреть нового Брауна в картинках невыразимо скучно – все те же два с половиной часа экранного времени все также превращаются в полуподпольную экскурсию, в течение которой Том Хэнкс, окончательно трансформировавшийся в Джеймса Белуши, подведя свою новую, теперь уже окончательно замолчавшую спутницу к очередной надписи типа «hrthrtlhgl» долго рассказывает ей, что это анаграмма какой-то очередной цитаты из Библии и значит скоро в очередной раз убьют какого-нибудь попа. Все это происходит потому, что перенося пятисотстраничный роман на пленку, Ховард вновь пытается ничего не расплескать, не упустить какой-нибудь детали, претендующей на сенсационность. Из этого материала мог бы получиться захватывающий сериал, но если вы попробуете запихнуть все события, допустим, сериала «Lost» в один полнометражный фильм, то получите как раз заветные «Да Винчи и Демоны».

Ни для кого не секрет, что в случае с «Ангелами и демонами» (вроде бы задуманными до «Кода», но написанными позже) источником вдохновения Брауна были тиражи первой книги. Когда книга вышла, все эти представители Ватикана, грозившиеся запретить «Код да Винчи», а Брауна предать анафеме, осознав всю несерьезность угрозы, просто тихо указали на фактические ошибки в описании структуры церкви, на которых держится весь сюжет, и все. Разговор о возможности хоть какого-нибудь резонанса от экранизации смысла тем более не имеет. Когда в двадцать первом веке в качестве опровержения существования бога, человек с серьезным видом предлагает «gf300t43nv666e», даже самые праведные не перекрестят лукавого, но вместе со всеми покрутят пальцами у виска.

Леонид Марантиди
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 22 июня 2009, 17:25
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.