«Обреченные на войну», рецензия Макса Милиана

«Шел снег. Густо мельтеша в воздухе, снежные крупинки косо неслись по ветру…». И двое молодых людей, он и она, бродили по заснеженным лесам и полям, чтобы выполнить поручение командира партизанского отряда. Точнее, задание поручили Зоське, а Антон всего лишь решил ее сопровождать. И бродили они и бродили, попутно встречая то мертвецов, то добрых хуторян, то злобных партизан, а то и ненавистных полицаев с фашистами, пока, наконец, один из них не нашел в снегах свою смерть…
Это если коротко пересказывать сюжет повести Василя Быкова «Пойти и не вернуться» и ее экранизации «Обреченные на войну», созданной Ольгой Жулиной к 64-ой годовщине Дня Победы. Режиссер памятен нам прошлогодней политической драмой «Поцелуй не для прессы», откуда в новую картину перекочевали в образах супругов Дарья Михайлова и Андрей Панин. Помимо них в фильме также заняты другие талантливые артисты: Федор Добронравов, Юрий Колокольников и Михаил Гуро. Главную же роль – Зоську – играет Нина Лощинина, за первыми киношагами которой почти два года назад мы наблюдали на съемках новой картины Александра Зельдовича. Нина, кстати, вполне заслуженно получила приз за свою героиню в «Обреченных на войну» на кинофестивале «Литература и кино».

Но это все можно легко узнать из материалов нашего сайта. Что же касается самой картины, стартовавшей вчера в кинотеатре «Художественный», то впечатления от просмотра остались двоякие.

Фильм перед началом показа представили режиссер Ольга Жулина и съемочная группа в составе актеров Нины Лощининой, Юрия Колокольникова, Андрея Панина и Елены Дубровской, композитора Дмитрия Курляндского, оператора Владимира Брылякова, сценариста Елены Исаевой и других. Чуть позже подъехала и Дарья Михайлова, а среди зрителей была замечена именитая гостья – актриса Маргарита Шубина.

«Обреченные на войну» — картина, неуловимо схожая с другой экранизацией, вышедшей в прошлом году, — «Живи и помни» Александра Прошкина по произведению Валентина Распутина. Тот же сильный женский характер, та же ситуация с дезертирством, но в случае фильма Жулиной перед нами на первом плане проблема чести и долга, а не любви.

Визуально картина также выполнена панорамно, а сценарий, естественно, изобилует местным говором. Но это все заслуга слога Василя Быкова, который было не так уж трудно перенести на экран, так как он очень кинематографичен.

Придираться к пропадающему звуку и некоторым актерским штампам у меня не поднимается рука. Но и восторга, как такового, я не испытываю. Фильм лишь кажется тяжелым, а на самом деле после себя абсолютно ничего не оставляет. Ни мыслей, ни особого настроения, ни запавших в память кадров (помимо финальной сцены, но в ней очень остро чувствуется расчет). Создатели просто не оставляют место для размышлений. Все выполнено прямолинейно и без всякого намека на другое развитие событий. А некоторые сцены и вовсе близки к трешу, что в общем-то не добавляет прелести и без того скучноватой ленте.

Ситуацию спасает лишь Нина Лощинина, полностью ушедшая в роль. Остальные актеры всего лишь статисты в ее глубокой внутренней драме. Даже Антон в исполнении Колокольникова вторичен после его неплохой работы в «Открытом пространстве».

Смотреть ли фильм только ради нее, я думаю, не всякий отважится на это. Но, тем не менее, Ольга Жулина вновь попыталась экспериментировать со зрительским вниманием, и уже за это можно ее уважать. Возможно, режиссер в конце концов и добьется определенного успеха в профессии, но не в данный момент. Сейчас перед нами всего лишь одна из лент, посвященных Великой Отечественной. Не более того.

Макс Милиан
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 22 июня 2009, 17:14
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.