«Звездный путь», рецензия Олега Коронного

Джеймс Тиберий Кирк (Крис Пайн) вовсю пользуется своей фамилией (отец – легенда, ценой своей жизни спасший Землю) и вместо того, чтобы учиться и продолжать славные дела отца, утопает в алкоголе и последующих пьяных дебошах. Именно после очередной барной драки, Кирка находит старый боевой товарищ отца и уговаривает его пойти в звездную академию. Там молодой человек развлекается тем, что выводит из себя вулканца трагической судьбы Спока (Захари Куинто) и пытается покорить непреступную лингвистку Ухуру (Зои Салдана). В конечном счете, все трое плюс медик-аэрофоб (Карл Урбан), пилот Чехов (Антон Ельчин) и рулевой Сулу (Джон Чо) оказываются на борту «Энтерпрайза» и пытаются остановить ромуланца Нерона (Эрик Бана), желающего уничтожить Землю.
Фактически новый «Звездный путь» — это предыстория ко всей франшизе. История о том, как собралась вместе вся команда «Энтерпрайза» и что из этого вышло. Но на самом деле, фильм Джей Джея Абрамса — это, возможно, последняя попытка возродить интерес к «Стар Треку» молодой и широкой публики. За прошедшие без малого 40 лет с момента выхода пилотной серии «Стар Трека» космос, по крайней мере, в киношном мире последним рубежом уже не кажется. А на экраны (как широкие, так и голубые) вышли десятки картин о космосе, куда более глубокие и взрослые, чем «Стар Трек». Что уж тут говорить, если исполнитель главной роли Крис Пайн признается, что, играя Кирка, он копировал фордовского Хана Соло. Оттого отрадно, что за ставший неблагодарным в последнее десятилетие материал взялся как раз один из самых одаренных людей этого десятилетия.

Несмотря на ожидания поклонников Абрамса, режиссер не стал выходить за рамки философии легендарного сериала и вместо ожидаемой «Сумеречной зоны» (в любви к которой американец признается при каждом удобном случае и которая во многом послужила основой для «Остаться в живых») снял в меру прямолинейный фильм о космических пионерах, каким, в общем-то, классический «Стар Трек» и являлся. В связи с этим Абрамса можно было бы обвинить в отсутствии самоотдачи, но «Звездный путь», во-первых, очень искусно снят, а во-вторых, мир, где остроухие инопланетяне развернув пальцы в недоступном широким массам жесте, прощаются добавляя при этом: «мира вам и процветания», настолько прекрасен, что ни в каких добавлениях и загадках решительно не нуждается.

Кроме всего прочего, «Зведный путь» примечателен отдельными моментами и актерскими работами. Появление Вайноны Райдер в роли матери Спока, кажется, одновременно самым прекрасным и ужасным в картине Абрамса. Еще вчера Вайнона, игравшая дочерей и самых прекрасных женщин на свете, теперь играет мать, причем, совсем не молодую. Ясно, что грим, что на самом деле актриса не многим старше своего экранного «сына», но по сути дела это не имеет ровно никакого значения, жестокую реальность не утаить. Есть Антон Ельчин – истинный космический пионер, Эрик Бана – злодей, чаще появляющийся на экране «Энтерпрайза», чем непосредственно на самом экране, и каждый раз угрожающий разрушить зыбкий мир. Без таких деталей – мир нового «Звездного пути» казался варварским и уж слишком похожим на наш киномир с дрожащей камерой с плеча и проездами по пустыне под Beastie Boys (без которых вполне можно было обойтись).

Ну и главное – это, конечно, появление Леонарда Немоя, играющего Спока из будущего. Остроумная головоломка, где Спок из прошлого становится Споком из будущего, органично вплетается в «Зведный путь». Кажется, главная заслуга Абрамса – все дорогие и милые сердцу фаната франшизы детали, остаются нетронутыми, а современность в лице Кирка-Соло и Саймона Пегга очень вежливо и ненавязчиво (за редким исключением) соседствует с классикой.

По большому счету, не обладающая какими-то сверхъестественными достоинствами картина Абрамса после просмотра оставляет крайне приятные ощущения. Очень тонкий и интеллигентный «Звездный путь» — это тот редкий фильм, который видится исключительно издалека, где доброта не является синонимом глупости. Возможно, через пару лет простота и благие намерения снова войдут в моду – и тогда «Звездный путь» будет казаться ни много, ни мало провидением.

Олег Коронный
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 22 июня 2009, 16:49
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.