«Коралина в стране кошмаров»: The Secret Door to Wonderland, рецензия Жана Просянова

Укоренившийся в массовом сознании миф о том, что режиссёром «Кошмара перед Рождеством» был Тим Бёртон наконец имеет возможность кануть в лету. Как и в «Коралине в стране кошмаров» режиссёром является Генри Селик, а Бёртон же был только номинальным автором сценария. Хотя конечно звание главного готического мистификатора безраздельно принадлежит Бёртону, но Селик после «Коралины» вряд ли ещё долго будет оставаться в беспросветной тени своего «старшего товарища».

Узнаваемая с первых кадров техника и неповторимый стиль — это самое главное что есть в «Коралине». И не важно, кто у кого и что взял: Бёртон у Селика, или Селик у Бёртона. Вместе с «Трупом Невесты» их творения, пожалуй, можно объединить в условную трилогию, в которой центральная линия — это существование другого мира, и не имеет значения, под землей он, в дереве с нарисованной ёлкой или просто за маленькой дверкой, скрытой под обоями.
Литературная основа фильма — маленькая книжка Нила Геймана (автор сценария «Звездной пыли», и соавтор Миядзаки в «Принцессе Мононоке»), которая называется «Сoraline». Конечно, есть небольшие отступления от первоисточника, но если признаться самим себе, то сказка Геймана — это скорее такая карандашная зарисовка, которая просто нуждается в неожиданных красках и деталях, что Селик с лихвой и предоставляет.

Маленькая девочка Коралайн, именно, что Коралайн, а не Каролайн, что было бы привычнее, раздражающая всех тем, что постоянно поправляет, когда произносят её имя, вместе с семьей переезжает в новый дом. Дом называется «Розовый дворец». В нём помимо семьи Коралины обитает несколько шизофренически-прекрасных персонажей. Мистер Бобински – статный русский гусар с великолепными усами. Он занимается тем, что уморительно произносит слово «голубушка» и тренирует маленький оркестрик мышей-прыгунов. Внизу живут две бывшие актрисы пенсионного возраста, которые потчуют гостей брайтонскими леденцами (гомерически смешной эпизод), и до смерти любят своих терьеров. Но актрисы, как известно бывшими не бывают, и каждую минуту, когда они в кадре, происходит небольшое «Трио из Бельвилля».

Но суть естественно в семье Коралины. Папаша-бостонский умник, в свитшоте с надписью Michigane и вечными синяками под глазами. Мамаша — героиня из сериалов восьмидесятых, в невозможном кашемировом свитере под горло. Родители вечно заняты — они пишут каталог по садоводству, и на родную дочь у них абсолютно нет времени. Коралина же просто обожает все исследовать и разведывать. В один дождливый день, когда на улице разведывать было невозможно, она просит папу поиграть с ней, чтоб не было так скучно, но папа, не задумываясь, советует ей отстать и, скажем, посчитать все двери, окна, и синие вещи. В доме 17 дверей, и все они куда-то ведут, все, кроме одной. Выклянчив у мамы ключ, Коралина открывает эту дверцу и попадает в другой мир. А там всё как в сказке, родители всегда свободны, и в любой момент готовы поиграть с дочуркой. Самая вкусная еда в любое время суток. В саду цветы складываются в гигантский портрет маленькой проказницы. В детской любые игрушки на выбор. И все Коралину любят! Но есть одно маленькое но: нужно вместо глаз пришить две черные блестящие пуговички.

Коралина, которую в оригинале озвучивает Дакота Феннинг (кто же ещё?) – просто великолепна. Так профессионально дуться, и изображать смятение на лице умеют только одаренные студентки МАРХИ и актриса Агафонова. А Бобински — это просто золотой стандарт персонажа второго плана с придурью, правда, в русском переводе он немного поистрепался, но всё равно держится молодцом.

То, что происходит на экране иначе, как чудом не назовешь. Полуторачасовое погружение в детство. Идеальный мультфильм для просмотра всей семьёй, включая бабушек и котов. И, наверно, самое доброе высказывание на тему того, что любовь и собственничество — это вещи, которым совсем не по пути.

Собственно, саму книжку читать детям, нужно в той же степени, что и «Алису в стране чудес» (к слову, в 2010 Бёртон выпустит свою вариацию на эту тему, естественно, с Деппом в роли сумасшедшего Шляпника и невообразимой Маей Васиковска в роли Алисы), а вот в кино идти обязательно. Ведь другой такой замечательный случай объяснить ребёнку, что «когда всё, что хочешь, тут же и получаешь» — это не очень хороший вариант, вряд ли скоро представиться.

Жан Просянов
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 22 июня 2009, 15:58
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.