«Обитаемый остров: Схватка», рецензия Олега Коронного

Белокурый Максим Каммерер (Василий Степанов) продолжает попытки создать прекрасный новый мир на одной отдельно взятой планете, пытаясь найти союзников в мутантах, он отчасти разочаровывается в Саракше и принимается дубасить всех своих врагов, очевидно, не найдя лучшего выхода. Тем временем, Умник (Федор Бондарчук) и Странник (Алексей Серебряков) борются за Раду Гаал (Юлия Снигирь), понимая, что она – это единственное, что может заставить Максима подчиниться. Параллельно с этим ведется неудачная война с южанами, в которой Максим и Гай (Петр Федоров) пытаются хотя бы выжить.
Решение разбить «Обитаемый остров» на две части казалось странным еще в январе, когда вышел в прокат первый фильм. Но, тем не менее, при желании находились и доводы «за». Оптимизм, которому, после первого «Острова» вроде как не должно было быть места, тем не менее, заставлял верить, что дальше будет лучше. В определенном смысле стало лучше – во втором фильме и пресловутый розовый танк исчезает почти сразу, и действия стало чуть больше, и даже есть сцены, поражающие своим масштабом. Правда, на деле все обстоит не так хорошо. Сюжетных поворотов с трудом хватает и на один фильм (имеется в виду сценарий, а не первоисточник). Масштаба хватает на одну батальную сцену (снятую на удивление небрежно) и на пару пробежек заключенных – которые в итоге остаются самыми сильными кадрами на два фильма.

Что до танка – то да, его, правда, больше нет, но есть пара сцен с Юлией Снигирь, которая во второй части занимается почти тем же, чем и розовый танк в первой. Гламурный кивок из начала десятилетия в виде пышногрудой красотки, куда больше подходит для клипа группы «Звери», чем для научно-фантастического фильма. В том, что Федор Бондарчук лишен чувства меры, сомневаться не приходится. Вся «Схватка» — это ода излишеству, тут и иней на губах, и мальчик с заклеенным ртом — в общем, все что угодно.

После первого «Обитаемого острова» больше всего оптимизма вселял размах, с которым Бондарчук и компания подошли к экранизации романа Стругацких. За новым большим миром наблюдать всегда интересно, даже если воплощение неудачно. Новые «Звездные войны» разочаровали всех, но, когда перед зрителем открывалась целая вселенная с почти сотней героев, Лукасу прощалось многое. Можно было бы простить и Бондарчуку, но «Обитаемый остров» значительно обмельчал ко второй части. В первой раздражало и обилие звезд, и неубедительные актерские работы – на этой картине можно было сколько угодно практиковать остроумие, но каждое «массаракш» вместе со злостью дарило зрителю уникальное ощущение чуда, которому есть место в любом, даже очень плохом фантастическом фильме. В «Схватке» же нет чувства другой планеты, на экране мелькает десяток актеров – и у большинства из них от силы пара реплик. Кроме героини Юлии Снигирь, во второй части молчат и Куценко с Гармашом и Евланов (лучшая актерская работа в первой картине), а Странник, вроде обозначенный как главный противник Максима, появляется только в конце, чтобы скомкано обозначить свою позицию и, ничего не объяснив, представиться Рудольфом. Из неизвестных отцов в кадре появляются только трое, новых персонажей и вовсе нет.

Говоря об «Обитаемом острове» очень сложно избавиться от соблазнов пуститься во все тяжкие и провести всяческие кино- и исторические параллели. Но на самом деле, из постановки диссидентского романа вышел чистой воды экшен, не претендующий ни на что особенное. За это Бондарчука можно винить сколько угодно, но по сравнению с первым фильмом, вторая картина выглядит чуть честней. Найдутся, конечно, и те, кто в стране Неизвестных отцов отыщут путинскую Россию, но после «Схватки» таких станет решительно меньше. Конкретной социальной критики в картине Бондарчука нет, в центре повествования (к уважению создателей), все же человек и его переживания, перемешанные с чувством ответственности за весь мир. И, пожалуй, проще всего к «Обитаемому острову» приставить определение плохой «Эквилибриум». Многие, конечно, будут сравнивать и с «Бегущим по лезвию», и «Пятым элементом» (набившая оскомину история с Мерзликиным и его героем) – но все это в той же плоскости, что и теории о современной России, якобы обыгранной у Бондарчука. У нас всегда хотели видеть в произведении куда больше, чем там на самом деле было сказано. И это, что называется, проблема зрителя, Бондарчука и команду, которые, конечно, наломали дров, в этом обвинить уж никак нельзя.

Отечественный кинематограф еще не готов к потрясениям, вроде «Обитаемого острова» и, как и режиссер, так и актеры не справляются с материалом. Серебрякову приходится орать и корчить совершенно неубедительные рожи, талантливый актер Петр Федоров играет ту же роль что и в «России-88» (хотя здесь он вроде как положительный герой), Василий Степанов и Юлия Снигирь попали в фильм только в силу своей внешности (что ни для кого не является секретом), а Федор Бондарчук и Максим Суханов здесь играют (если это слово применимо к минутному появлению на экране Суханова) чуть ли ни сериальных злодеев, утрированных и совсем нестрашных. На фоне всего этого ужимки Мерзликина кажутся едва ли ни оправданными. Тем страннее, уверения Стругацкого, что они, мол, так себе все и представляли, и это лучшая экранизация их книг. Оттого только сильнее хочется сомневаться в художественной ценности отдельно взятой книги Стругацких. Но это, впрочем, вопрос времени и актуальности, что, конечно, очередной камень в огород не самого удачного романа действительно великих Стругацких.

На самом деле, если бы не рекордный для отечественного кино бюджет, то разговоров об «Острове» было бы на порядок меньше. Та шумиха, которая поднялась вокруг картины Бондарчука (чем он сам, вроде как, даже гордится) – это тот самый черный пиар, который, как известно, тоже пиар. И, пожалуй, лучший способ высказать свое негативное отношение к картине – не высказывать его вовсе.

Олег Коронный
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 22 июня 2009, 14:04
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.