Прощай, Минаев?

Игорь Минаев прилетел на столичную премьеру своего «Первого этажа» не из Одессы, где он жил и работал до недавних пор, а из Парижа. Вслед за Отаром Иоселиани, Ираклием Квирикадзе, Александром Адабашьяном и Павлом Лунгиным еще один наш талантливый мастер предпочел продюсеров с берегов Сены отечественным пенатам.

За 14 лет в кино три короткометражки («Шутили с Катериной» (1977.), «Телефон» (1985), новелла в «новогоднем» телеальманахе и два полнометражных фильма. Не слишком внушительный итог для 37-летнего постановщика. Но только в случае, если оценивать результат количественно. Между тем уже короткометражные фильмы Игоря Минаева обратили на себя внимание жюри смотров и конкурсов, а «Холодный март» (1987) был включен в престижную программу Каннского фестиваля.

Его «Первый этаж» уже успел получить немало наград у нас в стране и за рубежом. Фильмы Игоря Минаева куплены для проката в нескольких западных странах. Однако из-за «некассовости» картины Игоря Минаева не пользовались популярностью на отечественных кинорынках, и нашим зрителям они по-прежнему не знакомы. Остается надежда лишь на киноклубы и телевидение и создание (когда?) альтернативного проката. И сейчас очень немногие поклонники авторского кино могут по достоинству оценить гармоничный синтез стилизованных мотивов ранних фильмов Марлена Хуциева с европейским шармом принципиально черно-белого изображения (оператор Владимир Панков, талант которого ярко проявился в «Астеническом синдроме» К. Муратовой).

В основе «Первого этажа» — казалось бы, вполне мелодраматическая фабула о любви паренька из «хорошей семьи» к «уличной» девчонке, для которой независимость и любовь сплетаются в неразрывный клубок страстей, стихийных импульсов, ненависти и нежности. Молодая актриса Евгения Добровольская, запомнившаяся по искренне сыгранной главной роли в «Клетке для канареек» Павла Чухрая, играет просто превосходно.

Героиня «Первого этажа» далека от романтических розовых иллюзий и веры в «комиссаров в пыльных шлемах». При этом, хорошо чувствуя авторский замысел, Е. Добровольская нигде не впадает в бытовой натурализм современной «киночернухи». Как ни убога в материальном смысле жизнь героев фильма: коммуналка в состоянии перманентного ремонта, сосед-алкоголик, фанатичный читатель «перестроечной» прессы, грязь на обшарпанных улицах и т. п., — Игорь Минаев не склонен акцентировать на этом наше внимание. Несмотря на свое метафорическо-социальное название, «Первый этаж» — фильм о любви. Фильм-дуэт Евгении Добровольской и Максима Киселева. Фильм, где больше говорят не словами, а взглядами, мимолетными жестами, где безысходность и обреченность изначально просвечивают сквозь счастливые минуты. Камерная, негромкая интонация фильма Игоря Минаева — воистину редкость в нашем «политизированно-триллизованном» кино.

Александр Федоров
9.05.1991
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 23 июня 2009, 21:00
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.