«Рики» Франсуа Озона

Мать-одиночка француженка Кэти (Александра Лэми) знакомится с испанцем Пако (Сержи Лопес) на работе. Там же они впервые занимаются сексом, а затем, едва подойдя к станку, Кэти падает в обморок. Через 9 месяцев на свет появляется мальчик, по желанию десятилетней сестры названный Рики. С этого в маленькой семье начинаются неприятности. К тому же у Рики появляются в районе лопаток гематомы, которая Кэти сначала ставит в вину своему другу. В итоге оказывается, что у Рики прорезаются крылья.

Прежде всего, нужно отвлечься от навязчивой мысли, что Озон снял кино о летающем младенце. Сделать это не так просто, но, тем не менее, совершенно необходимо. Кощунственная афиша фильма решительно не позволяет осуществить это, но иначе говорить о фильме нет никакого смысла. Понятно, что это даже не смешно, но, тем не менее, Озон снял действительно интересный фильм, который, возможно, пройдет мимо большинства зрителей в силу весьма специфического сюжета.

Вот в чем здесь дело: на самый первый взгляд, «Рики» — это семейная мелодрама из 80-х, снятая по всем законам авторского кино. Мама покупает своему летающему сыну шлем в целях безопасности (чтобы тот не повредился). Дочь немного ревнует к Рики, но, конечно же, любит своего младшего брата. Появляется доктор, словно из другого мира; говорит, что Рики – это феномен, надо бы его обследовать; мать, понимая, что для него это всего лишь объект исследований, забирает сына – ну и так далее. Самый простой способ, представить, в роли матери, к примеру, Мег Райан или Энди Макдауэл – но это было бы именно, что несправедливо по отношению к картине, милой только с виду, с ее отталкивающе сладкой афиши.

Озон выкидывает очень интересную штуку – в фильме о летающем младенце самого младенца, как и полетов, очень мало. В центре сюжета отношения матери с окружающим миром. Она, как Дева Мария, получает в награду весьма необычного ребенка, но, в отличие от Марии, не понимает, что делать с ним. Особо интересен здесь образ Пако, отца. Ведь единицы задумывались о том, что в библейской истории произошло с Иосифом. У Озона Иосифу посвящено по большому счету большая часть времени. Первый час «Рики» — это история о немного ненормальной матери и отце, который в силу своей простоты не совсем понимает, как ему справиться с навалившимися на него проблемами и своим новым статусом отцовства. Причем, ребенок для него – скорее собственность матери, он не раз говорит «твой сын», и это совершенно точно выражает отношение к происходящему и самого героя, и зрителей. При собственном сыне он как бы приемный отец, случайный свидетель чуда.

Во второй половине фильма Озон, сначала едва заметно, а потом уже на полную мощность, раскручивает мысль о том, что ангелам не место среди современных людей. В нашем мире, где есть журналисты, доктора и полиция, Рики бы быстро попал в чужие руки, а если бы ему посчастливилось вырасти в семье, годам к 20 он бы точно сошел с ума. В нашей действительности нет места чудесам, пускай и столь жизненным. С какой стороны ни посмотри — Рики не приживется.

Конечно, Озон даже в безобидной, на первый взгляд, картине о чуде, нашел место современным патологиям. Пока дочь засыпает с игрушечным младенцем, мама в соседней комнате ублажает себя. Совершенно не удивляет выбор героев, которые играют родителей летающего ребенка. Это резвящиеся, как подростки, люди среднего возраста, работники какого-то завода, где, скорее всего, и был зачат Рики (место зачатия – одна из кабинок туалета). Уже родив ребенка, мать ищет все время кого-то виноватого, видимо, позабыв, что, прежде всего, нужно доставать бревна из собственных глаз.

«Рики», пускай и далеко не самый лучший фильм Озона, сделан очень четко и точно. Каждая деталь здесь на месте, разве что летающий ребенок вызывает недоумения, но и тому есть объяснение – скорее всего это плод воображения маленькой девочки, очень долго хотевшей малыша по имени Рики. Больше ничего не вызывает вопросов. Фильм, действительно, очень похож на реальную историю. И никакое «синема-верите» Дарденнов или любых других франкофонов не вызывает таких сильных эмоций, как идеально драматически выверенный фильм, снятый по канонам авторского кино.

Олег Коронный
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 24 июня 2009, 19:23
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.