«Бумажный солдат»: «Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый…»

Шестидесятые годы. Вся страна в предчувствии грандиозного события – полета человека в космос. Вместе со страной предчувствует и активно участвует в процессе подготовки молодой грузинский доктор Покровский (Мераб Нинидзе). Покровский постоянно разрывается между Москвой и Байконуром, между женой (Чулпан Хаматова) и любовницей (Анастасия Шевелева), между решимостью и сомнением. Последнее одолевает его все чаще, особенно после того, как один из космонавтов заживо сгорел на его глазах. Покровский начинает понимать, что подобная участь ждет и его.

Уже к «Гарпастуму» Алексей Герман-младший понял, что в пресловутом гипернатурализме отца ему не переплюнуть. И если в дипломных работах (особенно «Большое осеннее поле»), в «Последнем поезде» и даже, несмотря на все усилия режиссера, в «Гарпастуме» еще виднелась тень отца Германа, то «Бумажный солдат» знаменует становление Германа-младшего (всегда немного обидная для режиссера приставочка) как самостоятельного режиссера.

Отечественный арт-хаус последних лет примечателен тем, что в сложные для авторского кино времена режиссеры делают его максимально доступным и понятным широкой публике (исключая разве что «Отрыв» Миндадзе). Все эти самолеты с гробами и мухи из «Груза 200», птички в «12» или снежки в лицо из «Простых вещей» – символы и точные, и простые. Это вам не «Приключение» и не «Зет и два нуля». Хорошо ли, плохо ли это, отдельный вопрос, и мнения по этому поводу могут быть разные. Герман-младший, например, тоже демократично пытается донести весь пафосный смысл и осмысленный пафос как можно более доступно. Отсюда этот примитивный (слово не обязательно ругательное) символизм. Отсюда и все эти четко прописанные в тексте фразы, повторяемые минимум по два раза, вроде «Я стала частью твоего безумия» и «Мы трудимся во имя вождей пролетариата». Отсюда и навязчиво повторяемая песня Окуджавы, каждая строчка которой действительно очень точно иллюстрирует сюжет. Кстати, насчет песни, отдельный респект создателям, удачно заменившим первоначальное название «Отряд» на «Бумажного солдата». Метафора и вправду удачная.

Картина удалась, в первую очередь потому, что Герман-младший шел уже по проверенной дороге. Взял лучшего, и по величине и по многогранности таланта, российского оператора Хамидходжаева («977», «Все умрут, а я останусь»). На главную мужскую роль пригласил Мераба Нинидзе, зарекомендовавшего себя еще с «Покаяния», а на главную женскую – уже работавшую с ним на «Гарпастуме» Чулпан Хаматову, которая плохо играть просто не умеет. Кстати, за 33-летнюю Хаматову немного обидно: в прошлом фильме Германа она называла себя старухой, здесь спрашивает что-то вроде «Я скоро умру, что ты-то делать будешь?». Но это не так важно.

Единственная проблема Германа-младшего, талантливого в целом человека – это то, что он, как и его отец, отличный режиссер-постановщик, но плохой рассказчик. И если то, что «Ивана Лапшина» или «Двадцать дней без войны» смотреть все-таки тяжеловато, оправдывается потрясающим самобытным авторским стилем и гениальной актерской игрой, то у младшего Германа таких оправданий-достоинств пока не наблюдается. И «Гарпастум», и «Солдат» опасно хрупок, но, слава богу, так и не разваливается на отдельные части.

«Бумажный солдат» – хорошее кино, на которое, уверен, старшеклассники бы с удовольствием писали сочинения: его всяческие тематики-проблематики-сюжетики можно четко обозначить. Фильм о том, что великой страну делают очень слабые люди. Фильм о том, что надежда не умирает последней, она вообще не умирает и, немного изменившись что ли, продолжает жить вечно: герой смотрит через бинокль прямо в зрительный зал. Как в зеркало.

Лео. Мар.
Источник: kino-teatr.ru
  • 0
  • 23 июня 2009, 01:08
  • bender

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.