"Молчаниe Лорны" братьев Дарденн

Деньги…. В первом же кадре новой картины братьев Дарденн «Молчание Лорны» они крупным планом. На бумажках построен мир, это они определяют кому жить, а кому нет. Это сила и любовь. Ради них можно пойти на обман, можно изменить. Деньги –это наркотик, на который легко можно подсесть, это счастье, это будущее. Ради будущего можно убить.

Лорна — беженка из Албании, при содействии мафии заключившая фиктивный брак с наркоманом по имени Клоди. Очень скоро она должна получить бельгийское гражданство, которое позволит ей вернуть деньги, в свою очередь заключив фиктивный брак с русским эмигрантом после того, как Клоди умрет. Вдова не вызовет подозрения у полиции. Все давно решено, и договор заключен – наркоман должен умереть от передозировки.

По ночам она слышит его стоны, он пытается слезть с иглы, но один он точно не справится. Он мешает ей спать.

Для него Лорна единственный человек, который может помочь, но какое ей до него дело – он и так умрет.

Кажется, Лорна не испытывает ровным счетом никаких чувств к Клоди, и единственное что ей нужно — это ее любимый по имени Сокол и достижение цели — приобретение кафе-кулинарии. Нет, она испытывает чувства, но сейчас они не нужны, надо просто потерпеть, это тоже плата. Она должна быть готова идти по трупам, чтобы завоевать свой кусочек счастья. Делать ничего не придется, за нее все сделают. Она не виновата. Ему не повезло. Жизнь для тех, кто хочет жить.

Но отключиться не получается.

В этой незатейливой истории не должно быть никаких помех, иначе они будут устранены любыми способами, запугиванием, абортом или даже убийством, ведь дело касается денег, ничего не может препятствовать их обладанию. Лорна теперь помеха. Она пытается помочь, пытается развестись, она все усложняет.

Братья Дарденн умеют выстраивать сцены так, что в простых движениях угадывается душевное состояние человека. Самая сильная сцена в этой картине, это танец Лорны с русским, молчаливый, медленный, пропитанный слезами, горем и отречением от мира. Именно в этот момент она понимает, что ей нужно сделать самый сложный выбор в ее жизни. Эта сцена снята средним планом, но когда ты смотришь на этот «мертвый» танец, создается впечатление, что оператор Ален Маркоен крупным планом берет глаза героини, наполненные душераздирающей грустью.

Для мафии наркоман удобное средство получения денег, а для нее теперь — близкий, который умоляет о помощи и который не знает, что его дни сочтены, он верит и надеется. Лорна бьется головой об стену, плечами об дверной проем, жалостливыми словами об бандита, решившего раз и навсегда что наркоман должен умереть, но все без толку, судьба уже давно все решила за нее. Клоди умрет и точка, так должно быть. Договор заключен.

Смерть Клоди, она останется за кадром, так же как и его никчемная жизнь.

Умер от передозировки, как и было предписано. Лорна бережно, со слезами на глазах, расправляет каждую складку его рубашки, оплакивая его смерть. Кто он ей – она и сама не знает. Близкий, человек, который умолял ее о помощи, ее шанс на спасение, беспомощный человек, о котором она должна заботиться, ее ребенок.

В юнгианском мире Дарденн нет мистики, но божественное есть в каждом человеке, а камера Алена Маркоена документирует присутствие. В интервью братья говорят, что не верят в Бога, но верят в гуманизм. Их гуманизм — это неверующего хирурга. И иногда кажется, что герои их картин знают больше, чем они сами. Лорна должна остаться одна, она должна искупить свой грех, она должна родить и выходить ребенка, которого у нее нет. Впрочем, бельгийского, значит — счастливого ребенка.

В мире неравных возможностей одному дано по праву рождения то, за что другой готов убить. В «Молчании Лорны» можно уловить это бельгийское чувство вины перед эмигрантами из стран третьего мира и бельгийский же страх перед ними. Любой слабый может стать счастливым билетом для несчастного, того, кто хочет, стремится, кому просто не повезло родиться не в той стране. Для Дарденн мера зла – деньги. Для эмигранта бельгийское гражданство – вопрос жизни и надежды на будущее детей. Цена вопроса часто не имеет значения…

Илья Копылов
Источник: kino-teatr.ru

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.