Александр Лымарев "Пока люди не изменят свое сознание, ничто не изменится"

— Саша, скоро выходит новый фильм с твоим участием «Лёд. Сага о хантах. Югра».

— Да, мы снимали этот фильм позапрошлой осенью. Это исторический фильм о том, как советская власть начала устанавливать свои правила на территории крайнего севера примерно в 1931-32 годах. Но он выйдет нескоро, щас к нему вроде только пишут музыку.

— Это чем-то напоминает фильм «Начальник Чукотки»

— Вроде того. Только дело там происходит не на Чукотке. В этом фильме я играю одного из этих хантов (северная народность, живут в Ханты-Мансийском автономных округах). И из-за любовных передряг он ушел от своего народа и примкнул к советской власти, стал красным командиром и повел с собой отряд в эти дикие земли.
— Значит ты имел дело со всеми этими кожаными плащами, бескозырками, красными повязками на руку, вся эта ранне-советская эстетитка.

— Да, вообще классика – настоящая кожаная кепка, усы пушистые, маузер

— Понравилось?

— Да, почувствовал себя экспонатом военного музея.

— Усы – интересная тема. Тут недавно Бред Питт снимался у Тарантино в «Бесславных ублюдках», так до сих пор усы не сбрил. Усы, говорит, моя политическая позиция. Все мужчины должны их носить.

— У меня нет политической позиции, мне их клеили.

— Больно?

— Приходилось все время брить свои, чтобы не сложно было потом отдирать. Но самое ужасное, что снимали, в Ханты-Мансийске, а там было минус 30-минус 40, все снимали на улице в огромном заснеженном поле, и вот эти усы замерзали.

— Как тебе вообще работалось с Олегом Фесенко?

— Очень хорошо.

— Он тебя направлял или давал свободу? Как он работает?

— Я люблю, когда режиссёр может всё точно объяснить буквально одним словом. И Олег именно один из тех людей, которые не накручивают себе ничего лишнего. Потому что если актер более или менее разумный, и если он в материале, то он сам знает, что ему делать и как. Режиссер должен добавлять только перчинку. Подойти и сказать одно такое словечко, которое решит все. И конечно, главное – доверие.

— Давай поговорим о сериалах. До нашего зрителя наконец-то дошли западные сериалы «Доктор Хаус», «Побег из тюрьмы», «Квантовый скачок», «Сайнфилд». Сейчас многие образованные думающие люди говорят: «Да, я смотрю сериалы».

— Я например посмотрел 3 сезона «Отчаянных домохозяек». Получил огромное удовольствие.

— А как думаешь, возможно ли, что у нас когда-нибудь снимут качественный, хороший вертикальный сериал?

— Очень нескоро.

— Перед кризисом была такая ситуация, когда было необходимо выходить на качественно новый уровень, а сейчас опять ситуация, что все обратно скатилось и снимают продолжение «Кармелиты» и всякое такое.

— У нас сериал — это сетка для рекламы. Берётся народная тема, привлекается как можно большая аудитория, вставляется реклама и качаются деньги. Поэтому за минимум средств пытаются получить как можно больше прибыли. Главная проблема, что у нас не тот бюджет, не те деньги и, к сожалению, не те возможности. Мы кино-то нормально снять не можем, а тут сериал.

— А что тебе из нашего последнего кино понравилось?

— Я последнее время больше иностранное кино смотрю.

— Что из иностранного зацепило, за душу взяло?

— «Загадочная история Бенджамина Баттона». Или Загадочная история Венедикта Пуговкина (смеётся)

— Да он же занудный – почти 3 часа длится.

— Я посмотрел этот фильм раза 3 или 4. Это великий фильм.

— А ты читал Фитцжеральда?

— Нет, не читал, но знаю, что фильм снят просто по мотивам, и сильно отличается от первооисточника.

— Я сначала читал, а потом посмотрел, и как-то расстроило, тем более, что Финчер – он такой формалист, снявший «Семь». И тут снимает такой классический фильм по всем канонам.

— Знаешь, от экранизации отказались Спилберг и чуть-ли не Лукас. И дело не в том, формалист Финчер или ещё там кто-то, дело в том, что он снял кино, которое ещё раз подвердило мои какие-то там убеждения и ответы на некоторые вопросы. В конце концов он снял просто интересное кино. А каноны и всё такое, это для критиков.

— Единственное, что таких масштабных фильмов в ближайшее время больше не будет. 150 млн – действительно крупная сумма.

— Да, кризис очень сильно ударил по кинематографу. Но эти 150 млн стоили того.

— А ты смотрел последний Оскар?

— Так, чуть-чуть. Смотрел момент, где Бойл получал. Кстати вот «Миллионер из трущоб» – отличный фильм. И что самое интересное, есть какая-то очень маштабная, очень правильная мысль, объединяющая многие последние фильмы. Мысль в виде глобальной подсказки понимания природы вещей. Несмотря на то что оба фильма абсолютно разные.

— Действительно, мне понравился этот фильм, но вот, что странно: британский андеграундщик, снявший «Trainspotting» получает 8 Оскаров.

— А почему бы и нет?

— Такое ощущение, что какая-то новая британская волна в кино.

— Да нет она продолжается. У них своё очень интересное и самобытное кино. А мы к сожалению свою самобытность потеряли.

— Ты можешь четко выразить, что именно мы потеряли? Чего не хватает нашему кино?

— Мы потеряли индивидуальность. Все хотят выделиться и по 30 раз изобретают велосипед. А в кино, как и в театре, и вообще в любом виде искусства, давно уже все придумано. И то, что ценно сейчас – это только индивидуальность. Мне совсем не интересно смотреть «Обитаемый остров», потому что я уже видел и Матрицу и 5й Элемент и уж подавно Звёздные Войны.

— Да нет, это такая фишка Бондарчука.

— Ну это уже давно не фишка. Это уже смешно смотреть.

— Раз уж затронули «Остров», то вот о Василии Степанове есть какие-то диаметрально противоположные мнения. Одни его называют выразителем эпохи, наследником московского концептуализма, а другие говорят, что гламурная фифа – и все тут.

— Я тоже считаю, что Василий Степанов выразитель эпохи и наследник московского концептуализма в одном лице, я глубоко в этом убеждён. (смеётся)

— А в наше время сейчас в России есть герой?

— Нет, мы его потеряли.

— Но мне кажется, что Земфира могла бы им стать.

— Мне кажется каждый мог бы им стать.

— Но нам действительно нужен герой. Люди очень плохо понимают что такое хорошо, а что плохо, и этот герой мог бы дать им хотя бы иллюзию верного пути.

— Герой – это не конкретная личность, а набор моральных качеств, принципов и целей, и любые изменения могут произойти только изнутри, когда каждый начнёт меня себя сам, а к этому человек может придти только своим путём и своим пониманием. Мы живём в довольно нездоровом и неправильно ориентированом обществе, в некой системе и не каждый способен отключиться от нее.Это сможет произойти, когда человек поймёт, что он сам и есть герой. Герой своей собственной жизни. Освободится в некотором роде.

— Расскажи о «Платоне». Это твоя яркая роль из последних. Вообще, вы там с Волей феноменально похожи – оба такие высокие, скуластые. Не начали тебя с ним сравнивать?

— Нет. Зачем?

— Мне кажется, в фильме ты получаешься его двойником, что ли?

— По сути, Антон – потенциальный последователь Платона, правда он немного из другого социального слоя и другой жизни

— Ты думаешь, если бы ему выпала такая же возможность, он бы ей воспользовался?

— Воспользовался. Может не совсем уверенно сначала, но все с чего-то начинают. По сути он продает свою девушку за материальные блага. Но в фильме есть диалог, где он говорит героини Ксюши Князевой, что «я хочу и куш сорвать и тебя оставить». То есть по сути он раздирается между двумя желаниями, двумя началами. и в итоге остаётся один.

— А сейчас над чем работаешь, на будущее?

— Над собой. И ещё репетирую спектакль. Там такая камерная история, на 4 актера.

— А что в кино?

— Сейчас должен выйти фильм «Застава Жилина», где я работал с Василием Пичулом.

— А в обычной жизни чем увлекаешься, занимаешься?

— Занимаюсь музыкой, фотографией, кино, и прочей ерундой, которая доставляет удовольствие.

— А что хотел бы ты в глобальном плане сделать, увидеть?

— Уехать подальше. На самом деле я не очень люблю говорить об этом. Хочу кино снять. Короткий метр наверное.

— То есть хотелось бы сделать шаг в сторону режиссуры?

— Да, это хорошая возможность создать свой мир.

— Кто из режиссеров воплощает твое видение такого созидателя мира, человека, который собирает все?

— Не знаю, никто. Я не мыслю категорией имён, я просто смотрю кино и впитываю, и во мне это превращается уже во что-то своё. Если кино стоящее и не лишено смысла оно по-любому идёт в твою копилку и так или иначе остаётся в тебе. Я люблю отмечать какие-то вещи связаные с языком кино, с передачей визуальных образов и степенью их воздействия.Хороший фильм, это как тонко устроенный механизм, в котором с каждым разом можно находить всё больше и больше деталей.

— Кино – это отражение жизни? Какая жизнь сейчас?

— Сейчас очень разношёрстная жизнь. Сейчас возможно абсолютно все. И в России все будет хорошо, но позже, потому что период перехода от одной жизни к другой все еще происходит и боюсь закончится не очень скоро, если конечно деградация не произойдёт раньше. Но в кино нужно показывать внутреннюю жизнь, людей, отношения, все остальные события политического и социального аспектов могуть быть лишь фоном.

— Но ведь есть же большое количество людей, которые не жили в союзе, а сформировались уже позже. Даже ты, например. Я не думаю, что совок оказал большое влияние на формирование твоей личности.

— Нет, я рос в весьма правильной среде. И ты не забывай, что мы с тобой в Москве живём. А Москва – это не Россия, это другое государство. Ты поезди по России посмотри, что творится. Где в любом городе главная улица названа именем Ленина, и в каждом дворе бюст стоит. Пока сохраняется такая ситуация, в нашей стране мало что изменится.

— Что может стать толчком к изменению ситуации?

— Изменение сознания. До тех пор, пока люди не изменят свое сознание, ничто не изменится

— Вообще, у нас сознание формирует телевизор, и пока это так – то даже думать об этом не стоит.

— Телевизор формирует больное сознание. У меня нет его уже несколько лет.

— Хорошо, а как же канал 2х2?

— Есть отличный сайт adultmult.ru. Там посезонно собрано всё, что показывают по 2х2.

— С подачи СТС и ТНТ появилось огромное количество ситкомов, на которые люди действительно подсели.

— Как так можно.

— Вся эта кинотусовка, все это вручение премий… как ты к этому относишься?

— Никак, хожу, если только имеет смысл. Ну вроде премьера фильма там или из друзей кто-то зовёт.

— Тебя затронули социальные сети?

— Да, у меня есть аккаунты на нескольких сайтах.

— Тебя там находят всякие фанатки, поклонницы?

— Нет вроде, я добавляю в друзья только тех людей, с которыми у меня в жизни что-то связано. Я вообще не сторонник случайных знакомств, если только я сам не заинтересован.

Просянов Жан
Март 2009
фото: Александра Гольдман

Источник: kino-teatr.ru

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.